www.kanonerski.narod.ru
шхуна 1-й серии
Краткая история Северо - Двинской судоверфи
на Маймаксе (Архангельск) 1942 - 1949 гг.
 

2. Трудное начало судоверфи

В конце августа 1942 года лесозавод №24 передали от Наркомлеса Наркомфлоту, а директором назначили Карпова Алексея Ивановича. Предстояло организовать судостроительную верфь по постройке парусно-моторных шхун грузоподъемностью 100 тонн.
В декабре 1942 года на верфи работало 60 человек в разных цехах. Была организована женская бригада плотников, которая приступила к закладке первых судов. В 1-м квартале 1943 года планировалось построить 5 судов, однако пришлось сначала восстанавливать цеха, так как при консервации часть оборудования перенесли на соседний лесозавод №23. Для обучения рабочих в школе ФЗО запросили Архангельский обком партии о выделении 20 квалифицированных плотников. Опытных судоплотников на верфи практически не было.
Для закладки судов не хватало бревен, мало было квалифицированных рабочих. В январе 1943 года работало уже 113 рабочих (среди них 47 женщин и 43 выпускника школы ФЗО из Архангельска). Основными цехами верфи значились в это время судо-корпусный цех, паросиловое хозяйство, механический цех, лесопильный цех. А еще коммунальный отдел, контора, охрана, отдел рабочего снабжения, подсобное хозяйство (с марта 1943 г.), столовая, магазин, детсад, сапожная мастерская...

В мае 1943 года школа ФЗО приняла 250 человек из числа городской и сельской молодежи. Были согласованы закупки за рубежом деревообделочного оборудования. Выделены фонды на 15 тонн пакли, на поставку 7000 кубометров длинномерного судостроительного леса в плотах - в верховьях Северной Двины и еще 6000 кубометров с Игарки. Для общежитий было выделено 500 матрацев, 1000 простыней, 500 одеял и т.д. Заказано плотницких инструментов на 5000 рублей. В общем, делалось все для нормальной работы верфи, однако вскоре в поселке лесозавода №24, который стал поселком Северо-Двинской судоверфи, произошел страшный пожар.

В воскресенье 6 июня 1943 года в поселке сгорело свыше двадцати домов, в том числе и много 2-х этажных общежитий, выгорело внутри кирпичное здание школы. Погибло 17 человек. Ветер уносил пламя пожара в сторону Маймаксы и жители поселка спасались на плотах речки Кривяк. Сооружения верфи огнем не задело.
Именно в этот день архангельская газета "Правда Севера" напоминала в передовой статье об усилении противопожарной охраны лесобирж в связи с наступлением жаркой погоды. Пострадавшие семьи были расселены в разные дома, им выделили из фондов обувь, одежду, промтовары. Много времени и сил ушло на ликвидацию последствий этого пожара, что сильно дезорганизовало работу верфи.
В июле 1943 года для основных участков судостроительных и судоремонтных предприятий был установлен 10-часовой рабочий день, а еще с мая 1943 года на морском и речном транспорте было введено военное положение.

14 июля 1943 года директором Северо-Двинской судоверфи был назначен Ефимов Алексей Петрович. В начале 1930-х годов он окончил Ленинградский институт водного транспорта. Работал в Балтийском морском пароходстве. В 1941 г. награжден знаком "Почетный работник морского флота". В блокадном 1942-м году он работал директором Канонерского судоремонтного завода. В 1943 году он был назначен директором Камской судостроительной верфи в г. Молотов (ныне Пермь), куда во время войны было эвакуировано оборудование судостроительных заводов и некоторые специалисты этих предприятий. Вскоре его перевели на Северо-Двинскую верфь.
Главным инженером Северо-Двинской судоверфи (с 27 сентября 1942 года) был инженер-кораблестроитель Кузнецов Николай Александрович, выпускник кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института (учился в 1924-1930 гг.) В 1941-1942 блокадных годах он работал на Канонерском судоремонтном заводе. В июле-августе 1943 г. - временно исполнял обязанности директора Северо-Двинской судоверфи, до прибытия на верфь Ефимова А.П.

Верфь набирала силу, сложился работоспособный коллектив, который мог успешно решать поставленные перед ними задачи, но план по судостроению пока не выполнялся, так как восстанавливали цеха, паросиловое хозяйство, ремонтировали здания и дороги. План по прочим заказам НКМФ был перевыполнен.
Главным лозунгом на судоверфи, как и на всех предприятиях Советского Союза, был лозунг: "Рабочий! Станок и инструмент - твое боевое оружие!"
А основной массой работников верфи были женщины и подростки. Они осознавали, что и их труд - это вклад в общую победу страны над фашизмом. Вместе со всей страной они радовались успехам нашей армии на фронте. А к концу 1943 года были уже величайшие победы под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, прорвана блокада Ленинграда. Радость побед омрачали порой страшные похоронки с фронта, но все были уверены в том, что Советский Союз добьет фашистов на их же земле.
Трудной для верфи оказалась и первая половина 1944 года. Низкая квалификация основной массы рабочих и отсутствие механизации не позволяли выполнять намеченное в срок. Скорректированный план был ориентирован на реальные возможности судоверфи: 12 парусно-моторных шхун, 1 кессон и прочие заказы.
И только начиная с октября 1944 года судоверфь начала выполнять и перевыполнять намеченный план.

JK 08.10.2011

продолжение

речка Кривяк
Речка Кривяк, здесь спасались люди на плотах
при пожаре в 1943 году. Фото 2009 г.
школа №58
Здание бывшей школы №58.
Фото 2009 г.
назад
на главную страницу
вперед
Hosted by uCoz