www.kanonerski.narod.ru
шхуна 2-й серии
Краткая история Северо - Двинской судоверфи
на Маймаксе (Архангельск) 1942 - 1949 гг.
 

3. Судоверфь становится передовым предприятием

В ноябре 1944 года судостроители Северо-Двинской верфи успешно закончили постройку корпусов шхун первой серии. Производственное обучение помогло создать квалифицированные кадры рабочих ведущих профессий - судоплотников, болтовщиков, конопатчиков, кузнецов, бригадиров и других специальностей.
Начиная с третьего квартала 1944 г., производительность труда на верфи резко стала подниматься. В ноябре 1944 г. коллективу была вручена третья Всесоюзная премия - от НКМФ, а по итогам работы за декабрь верфь получила переходящее Красное знамя НКМФ, которое она потом удерживала 8 месяцев подряд.
По плану судоверфи на II квартал 1945 г. предусматривалась постройка 12 корпусов парусно-моторных шхун, 6 плашкоутов, большого кессона и т.д.

Вот как писала газета "Моряк Севера" (Архангельск) в мае 1945 года:
"…На отлогом берегу Северной Двины среди лесопильных заводов, раскинулась судоверфь. На городках (оборудованных стапелей еще нет) стоят готовые к спуску морские шхуны и плашкоуты.
…Первые шхуны строились 8 месяцев. Теперь их выпускают за три. …Судоверфь стала передовым предприятием по маймаксанскому району и Архангельску. "

Северо-Двинская судоверфь изготовляла корпуса шхун, переборки, палубы и кормовые рубки. После спуска на воду проводились испытания на водонепроницаемость и устранялись мелкие течи. Достройка шхун проводилась на судостроительном заводе "Красная Кузница" (Архангельск).
Первое судно спустили на воду в июне своими силами, без помощи плавучего крана. В июле с помощью 150-тонного крана Архангельского порта были спущены остальные шхуны и плашкоуты.

В газете "Моряк Севера" так описывалось это событие:
"На стапелях Северо-Двинской верфи необычайное оживление. Около стоящих на городках судов, которые блестят осмоленными бортами и свежевыкрашенными фальшбортами и палубными надстройками, копошатся судостроители, болтовщики, слесари, бригадиры, мастера. Они заканчивают последние приготовления к спуску построенных ими судов на воду. Здесь же находятся начальники других цехов и отделов управления верфи, приехали представители завода "Красная Кузница". Немного дальше, на причале за воротами верфи, собралась толпа любопытных ребятишек.
Этого дня судостроители ждали как праздника. Еще бы, плоды их трудов, красавицы - шхуны будут спущены на воду и там, после монтажа, вступят в строй…
Вот кран ошлаговал первую шхуну и стал плавно подбирать натянутую, как струну, цинку и барабан лебедки. Шхуна вместе с салазками тронулась с места и плавно пошла по уклону. Вот она медленно отделилась от городков, затем свободно повисла в воздухе, немного развернулась, поднялась еще выше, затем стала плавно спускаться на воду. Едва судно успело коснуться поверхности воды, как на него побежали начальник цеха, мастер и рабочие. Все прошло благополучно. Первое судно спущено на воду. Затем спустили второе, третье. Всего было спущено 6 шхун и 6 плашкоутов. На воде у стапелей верфи плавно покачивалась целая флотилия деревянных судов…"

В конце 1945 г. на верфи работало 266 рабочих, 32 ИТР, 20 служащих, а также ученики и вспомогательный персонал. В поселке имелся клуб "Искра" на 250 человек, где регулярно проводились вечера отдыха, киносеансы, работали кружки. В сентябре была организована вечерняя школа для рабочей молодежи, в которую записались свыше 70 человек. Не были забыты и бытовые нужды - в поселке работали баня, прачечная, сапожная и портняжная мастерские, здравпункт, больница, столовая, детсад и ясли.
Свое подсобное хозяйство и животноводческая ферма обеспечивали рабочих дополнительными продуктами питания.
В хозяйстве верфи был и небольшой пароход "Дзержинск", прозванный в народе "лаптем", за широкие борта. Он использовался для перевозок через Маймаксу, а иногда и для более дальних прогулок.

В годы войны рабочие и служащие Северо-Двинской судоверфи собирали свои сбережения для общей победы СССР над врагом. В 1942 году было собрано 20.589 р. на танковую колонну "Архангельский колхозник", 8.941 р. на эскадрилью самолетов, 2.540 р. на подарки бойцам Красной Армии. Для бойцов Северного фронта собирались теплые вещи - валенки, теплые ботинки, шарфы, одеяла, белье; отправлялись посылки в воинские части, проводился сбор посуды для госпиталей.
Активное участие работников судоверфи в Государственных военных займах было одной из форм помощи фронту. В 1943 г. было собрано 134.450 р., в 1944 г. - 183.575 р., в 1945 г. - 135.200 р. В 1946 году было собрано 96.075 р. для восстановления и развития народного хозяйства СССР.
В 1946 году за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, 214 работников верфи были награждены правительственными наградами - медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."

продолжение

JK 10.10.2011

работа на стапеле

Работа на стапеле
клуб  "Искра"
Клуб "Искра"
строительство плашкоута
Строительство плашкоута

Все фото - 1945 год.
судокорпусный цех
Судокорпусный цех
назад
на главную страницу
вперед
Hosted by uCoz