www.kanonerski.narod.ru
Краткая история Северо - Двинской судоверфи
на Маймаксе (Архангельск) 1942 - 1949 гг.
 
эмблема судоверфи
шхуны на стапеле, 1945 год

Как это не покажется странным на первый взгляд, но история Северо-Двинской судоверфи и история Канонерского завода имеют взаимные точки соприкосновения. В тяжелые военные годы было принято решение об эвакуации отдельных заводов в глубь страны. В разные города отправлялись станки и оборудование, эвакуировали нужных специалистов.
Так директор Канонерского судоремонтного завода в блокадном 1942 году Ефимов Алексей Петрович - с 1943 года возглавлял Северо -Двинскую судоверфь, а инженер-кораблестроитель Кузнецов Николай Александрович работавший на КСЗ в 1941 - 1942 годах, а сентябре 1942 года был переведен на Северо-Двинскую судоверфь, где работал главным инженером.

Судоверфь предназначалась для строительства деревянных парусно-моторных шхун, барж и плашкоутов, которые были необходимы в военные годы народному хозяйству страны. К 1942 году СССР лишился многих заводов, захваченных фашистами. Ощущался и большой дефицит металла. Вот почему деревянное судостроение становилось таким необходимым. Конечно же, не только Северо-Двинская судоверфь занималась постройкой судов этого класса. Когда после войны было принято решение закрыть судоверфь, то некоторых рабочих и инженеров перевели в Ленинград, на Канонерский судоремонтный завод.

1. Лесозавод №24

Судоверфь была образована в сентябре 1942 года на базе законсервированного (в июле 1942 года) лесозавода №24. Этот лесозавод, построенный в Архангельске в 1900-1901 годах, принадлежал Товариществу Архангельских лесопильных заводов (завод Волкова). С августа 1918 года завод стал бездействующим, а после разгрома интервентов началась национализация лесозаводов (в 1920 году). Заводу Волкова присвоили №24, а в 1923 году он стал называться заводом имени Чупрова, в честь рабочего этого завода Александра Чупрова, трагически погибшего в 1922 году.

По описи 1920 года завод имел 2-х этажный лесопильный амбар, 5 лесопильных рам, кочегарку, паровые машины, станки разные, шлюзы для вытягивания и подъема бревен. А также кузницу, литейную, эллинг для судов, дома для служащих, казармы для рабочих, 2 бани, пекарню, больницу и т. д. Предназначался завод для разработки бревен на доски. Годовая производительность около 200.000 бревен. Среди других лесозаводов Архангельска этот лесозавод был достаточно крупным, однако и через год после национализации он еще не работал, а на складах оставалось около 500.000 куб.ф. распиловки. Хотя другие заводы (№4, 6, 15, 26, 48...) уже работали в полную смену. Но постепенно работа налаживалась. К 1928 году в Архангельской области работало уже 140 лесопильных рам, в 1932 г. - 227, а в 1936 г. - 242 рамы. В 1938-1940 годах директором лесозавода №24 был Белов Николай Александрович, а с августа 1940 года по август 1942 года директором был Горчаков Иннокентий Матвеевич. В июне 1941 года была проведена ревизия завода.

Вероломное нападение фашистской Германии, на которую работала к лету 1941 года чуть ли не вся промышленность Европы, исключая Англию (которая уже сражалась с Германией), привело к быстрому продвижению войск противника вглубь территории Советского Союза. Из Керчи, Николаева и других городов, а также, частично и из Ленинграда, судостроительные заводы (станки, оборудование и специалисты) были эвакуированы, в основном, в Молотов (на Каме, ныне Пермь) и Молотовск (ныне Северодвинск). В 1942 году промышленность СССР, в том числе и судостроительная, постепенно выходила из шока от потерь производственных мощностей на оккупированных территориях. В тяжелых условиях блокадного города работали ленинградские судостроительные и судоремонтные предприятия, где по состоянию на 20 апреля 1942 года числилось 23.580 человек, из которых фактически выходило на работу 12.588 человек.

С начала Великой Отечественной войны, после мобилизации на фронт, основной рабочей силой заводов стали женщины и подростки. Все предприятия выполняли военные заказы для фронта. Например, в августе 1942 года на всех лесозаводах треста "Северолес" было изготовлено 130.000 корпусов противотанковых мин "ЯМ-5", столько же в сентябре 1942 года. На лесозаводе №24 ежемесячно в 1942 году изготовлялось по 60 лодочек-волокуш для ручных пулеметов.

С 1 июля 1942 г. было принято решение поставить лесозавод №24 на временную консервацию, "в целях концентрации распиловки сырья и необходимости первоочередного обеспечения сырьем заводов, связанных с работой электростанции". При этом все материальные ценности передавались на баланс соседнего лесозавода №23.

Фашистская авиация регулярно совершала налеты на Архангельск и Молотовск - ныне Северодвинск. Первый налет был 30 июня 1941 года. Для уничтожения конвоя PQ-18 проводились массированные бомбардировки в августе-сентябре 1942 года, во время которых на Архангельск было сброшено 136 фугасных и 21.000 зажигательных бомб. Последний налет был 15 сентября 1944 г.
Архангельск фактически являлся прифронтовым городом, который вместе с городами Мурманск и Молотовск принимал союзные конвои Англии и США, доставляющие грузы по ленд-лизу для СССР. Суда союзных конвоев, приходящих в Архангельск по фарватеру Маймаксы, проходили мимо поселка лесозавода №24.

1 сентября 1942 года вышло постановление ГКО № 2232 "О вывозе матерей с детьми из Архангельска и Молотовска". Это было связано с массированными бомбардировками в конце августа 1942 года.

JK 03.08.2011

продолжение

столовая

Поселок лесозавода №24, столовая,
справа - магазин.

фото 1945 г.
магазин
 
на главную страницу
вперед
Hosted by uCoz