4.
Послевоенные годы судоверфи
Победно
завершив войну с Германией, а потом и с Японией, Советский Союз принялся
восстанавливать разрушенное войной хозяйство. На верфи возникли перебои
с поставками основного судостроительного материала - круглого длинномерного
леса. Полученный с Игарки и Онеги дополнительный фонд - свыше 4000 кубометров
- по распоряжению Наркомата был отправлен в Одессу. Отсутствие леса поставило
верфь зимой 1945-1946 гг. в затруднительное положение, пришлось сокращать
судоплотников, переводить их на другие предприятия.
В результате в первой половине 1946 года производственный план по судостроению
выполнялся лишь на 40-50 %.
С начала навигации удалось получить по фондам 500 кубометров леса, однако
возникли дополнительные сложности в связи с изменением проекта шхун и
задержкой поставки нужной документации от Главка.
Но
и в этих условиях верфь продолжала строительства шхун и плашкоутов, кроме
этого был организован столярный цех для изготовления стандартных домов,
садовой мебели, рабочих шлюпок.
В мае 1946 года директора судоверфи Ефимова Алексея Петровича назначили
директором завода "Красная Кузница" в Архангельске - того самого
завода, где достраивались шхуны, построенные на судоверфи. Временно обязанности
директора стал выполнять главный инженер верфи Кузнецов Николай Александрович.
А в июле 1946 года директором Северо-Двинской судоверфи стал Галковский
Николай Петрович, работавший до этого директором Архангельского судоремонтного
завода СМП. После техникума водного транспорта он плавал в 1918-1931 гг.
на судах морфлота машинистом-механиком, был награжден орденом "Знак
Почета".
С октября 1946 года судоверфь снова стала выполнять производственный план.
Шлюпочное производство выделили в самостоятельный участок. В конце декабря
установили новую электростанцию, работающую на отходах древесины. Это
позволило бесперебойно обеспечивать электроэнергией производство, поселок
и культурно-бытовые учреждения. Однако возникли новые проблемы - со снабжением
продовольствием, связанные с ликвидацией ОРСа и передачей его функций
Торгмортрансу.
Основу рабочего коллектива судоверфи составляла молодежь (три выпуска
школы ФЗО - около 250 чел.). В декабре 1946 года школа №12 ФЗО приняла
150 человек, которым предстояло осваивать специальности судовых и гражданских
плотников.
В
1947 году, несмотря на исключительные трудности с лесоматериалами, велись
работы по переоборудованию и достройке шхун 2-й серии. Пустили в эксплуатацию
столярно-шлюпочный цех и начали серийное производство шлюпок. Приступили
к строительству стандартных домов промышленным способом. В том же году
вместо б/п "Дзержинск", переданному Бакинскому судостроительному
заводу, приняли новый буксирный катер "Северо-Двинский №58".
В октябре 1947 года один из построенных на Северо-Двинской верфи плашкоутов
был передан на Канонерский Судоремонтный Завод (Ленинград).
В начале 1948 года
на Северо-Двинской верфи проводилось сокращение штатов, ввиду уменьшения
объема работ. Работников предупреждали о расчете и переводе на другие
предприятия.
14 февраля 1948 года на заседания у начальника Главморпрома СССР в Москве
был заслушан годовой отчет Северо-Двинской судоверфи за 1947 год, в котором
отмечалось:
"Значительные затруднения в снабжении судостроительным лесом,
невозможность развертывания собственных лесозаготовок из-за отдаленности
района лесосек и нерентабельности для верфи этой работы, а также ограниченные
возможности в эксплуатации основной продукции верфи - деревянных парусно-моторных
шхун в условиях Северного Бассейна создают нецелесообразность дальнейшего
развития и существования верфи как самостоятельного производства."
22
июля 1948 года приказом по ММФ и Министерству лесной промышленности СССР
Северо-Двинская судоверфь передавалась от ММФ - Министерству Лесной промышленности
- для организации на ней лесопильного производства.
Передачу следовало начать с 1 августа 1948 г., но по не зависящим от судоверфи
причинам она состоялась лишь в октябре 1949 г.
В 1948 году часть основных средств (станки, электромоторы…) передали на
различные предприятия. В том же году верфь завершила постройку еще 3-х
шхун 2-й серии, 3-х плашкоутов, 3-х барж, 26 рабочих шлюпок, 10 стандартных
домов. Были еще и сторонние заказы - 7 барж. К 1 января 1949 года численность
рабочих на верфи составляла всего 25 человек.
Введенный в эксплуатацию в 1949 году лесозавод №24 имени Чупрова треста
"Северолес" продолжал постройку 250-тонных и 30-тонных барж,
а также выпускал пилопродукцию. В 1953 году был составлен план реконструкции
завода, при капитальных вложениях около 20 млн. рублей.
окончание
JK
18.10.2011
Вид на поселок со стороны реки Маймакса.
Фото 2009 г.
|
Вид на реку Маймакса.
Фото 2009 г.
|
|