www.kanonerski.narod.ru
шхуна 2-й серии
Краткая история Северо - Двинской судоверфи
на Маймаксе (Архангельск) 1942 - 1949 гг.
 

4. Послевоенные годы судоверфи

Победно завершив войну с Германией, а потом и с Японией, Советский Союз принялся восстанавливать разрушенное войной хозяйство. На верфи возникли перебои с поставками основного судостроительного материала - круглого длинномерного леса. Полученный с Игарки и Онеги дополнительный фонд - свыше 4000 кубометров - по распоряжению Наркомата был отправлен в Одессу. Отсутствие леса поставило верфь зимой 1945-1946 гг. в затруднительное положение, пришлось сокращать судоплотников, переводить их на другие предприятия.
В результате в первой половине 1946 года производственный план по судостроению выполнялся лишь на 40-50 %.
С начала навигации удалось получить по фондам 500 кубометров леса, однако возникли дополнительные сложности в связи с изменением проекта шхун и задержкой поставки нужной документации от Главка.

Но и в этих условиях верфь продолжала строительства шхун и плашкоутов, кроме этого был организован столярный цех для изготовления стандартных домов, садовой мебели, рабочих шлюпок.
В мае 1946 года директора судоверфи Ефимова Алексея Петровича назначили директором завода "Красная Кузница" в Архангельске - того самого завода, где достраивались шхуны, построенные на судоверфи. Временно обязанности директора стал выполнять главный инженер верфи Кузнецов Николай Александрович. А в июле 1946 года директором Северо-Двинской судоверфи стал Галковский Николай Петрович, работавший до этого директором Архангельского судоремонтного завода СМП. После техникума водного транспорта он плавал в 1918-1931 гг. на судах морфлота машинистом-механиком, был награжден орденом "Знак Почета".
С октября 1946 года судоверфь снова стала выполнять производственный план. Шлюпочное производство выделили в самостоятельный участок. В конце декабря установили новую электростанцию, работающую на отходах древесины. Это позволило бесперебойно обеспечивать электроэнергией производство, поселок и культурно-бытовые учреждения. Однако возникли новые проблемы - со снабжением продовольствием, связанные с ликвидацией ОРСа и передачей его функций Торгмортрансу.
Основу рабочего коллектива судоверфи составляла молодежь (три выпуска школы ФЗО - около 250 чел.). В декабре 1946 года школа №12 ФЗО приняла 150 человек, которым предстояло осваивать специальности судовых и гражданских плотников.

В 1947 году, несмотря на исключительные трудности с лесоматериалами, велись работы по переоборудованию и достройке шхун 2-й серии. Пустили в эксплуатацию столярно-шлюпочный цех и начали серийное производство шлюпок. Приступили к строительству стандартных домов промышленным способом. В том же году вместо б/п "Дзержинск", переданному Бакинскому судостроительному заводу, приняли новый буксирный катер "Северо-Двинский №58".
В октябре 1947 года один из построенных на Северо-Двинской верфи плашкоутов был передан на Канонерский Судоремонтный Завод (Ленинград).

В начале 1948 года на Северо-Двинской верфи проводилось сокращение штатов, ввиду уменьшения объема работ. Работников предупреждали о расчете и переводе на другие предприятия.
14 февраля 1948 года на заседания у начальника Главморпрома СССР в Москве был заслушан годовой отчет Северо-Двинской судоверфи за 1947 год, в котором отмечалось:
"Значительные затруднения в снабжении судостроительным лесом, невозможность развертывания собственных лесозаготовок из-за отдаленности района лесосек и нерентабельности для верфи этой работы, а также ограниченные возможности в эксплуатации основной продукции верфи - деревянных парусно-моторных шхун в условиях Северного Бассейна создают нецелесообразность дальнейшего развития и существования верфи как самостоятельного производства."

22 июля 1948 года приказом по ММФ и Министерству лесной промышленности СССР Северо-Двинская судоверфь передавалась от ММФ - Министерству Лесной промышленности - для организации на ней лесопильного производства.
Передачу следовало начать с 1 августа 1948 г., но по не зависящим от судоверфи причинам она состоялась лишь в октябре 1949 г.
В 1948 году часть основных средств (станки, электромоторы…) передали на различные предприятия. В том же году верфь завершила постройку еще 3-х шхун 2-й серии, 3-х плашкоутов, 3-х барж, 26 рабочих шлюпок, 10 стандартных домов. Были еще и сторонние заказы - 7 барж. К 1 января 1949 года численность рабочих на верфи составляла всего 25 человек.

Введенный в эксплуатацию в 1949 году лесозавод №24 имени Чупрова треста "Северолес" продолжал постройку 250-тонных и 30-тонных барж, а также выпускал пилопродукцию. В 1953 году был составлен план реконструкции завода, при капитальных вложениях около 20 млн. рублей.

окончание

JK 18.10.2011

река Маймакса
Вид на поселок со стороны реки Маймакса.
Фото 2009 г.
река Маймакса
Вид на реку Маймакса.
Фото 2009 г.
назад
на главную страницу
вперед
Hosted by uCoz