www.kanonerski.narod.ru
Канонерский остров
 

2. Говорил ли Рюрик по-шведски?
(А если и говорил, то не со славянским ли акцентом?)


Последнее время сторонники "норманнской теории", объясняющей по-своему легенду о призвании на Русь Рюрика и вообще возникновение государства Русь, усиленно внушают всем свою любимую версию, с абсурдностью которой пытался бороться еще Ломоносов.

Суть "норманнской теории" в том, что якобы перессорившиеся до невозможности славяне и их соседи по местности позвали в 862 году из-за моря конечно же заморского князя Рюрика, чтобы он ими лично командовал и терпеливо пояснял как толерантно им надо жить дальше. Ну а так как этот начальник был, как бы, из шведского племени по имени, похожем на "русь", то в тот же миг возникшее государство стало, естественно, называться Русью.

Вот ведь откуда пошла-то земля русская... Были неизвестно кем, ссорились вечно, а теперь и князь есть и страна имеется. Живи да радуйся! В общем, все настолько понятно, что всякие сомнения просто разбиваются вдребезги этой железной логикой.

В качестве основного доказательства берется "Повесть временных лет", написанная в 12 веке киевским монахом Нестором. Точнее некоторые фразы из этой летописи. Есть предположение, что данная летопись имела подправки в более позднее время.
Нестор пишет: "...и пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы..." Вроде бы понятно сказано, что русь - это не шведы, не норманны. Но норманистов (сторонников "норманнской теории") это не смущает. Для них "за морем" означает, конечно же, к шведам, ну а варяги - здесь вообще все ясно - это все те же шведы. Для полного доказательства норманисты перелистывают разные словари и находят, что "русь" - как бы от финского "ruotsi" (шведы), что означает "гребец" с древнегерманского. А "варяги" - как бы от "форинги" - то есть древние германцы, предводители корабельных дружин. А вот то, что древние европейские историки пишут о неких русах - так это они совсем о других народах, ничего общего не имеющих со славянами...

Если бы Нестор точнее указал место, откуда прибыл Рюрик, и из какого он рода-племени, то споров на эту тему и не возникло. О варягах Нестор говорит так: "...новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне..."; "А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне... а язык им был общий - славянский". Тут Нестор не дает объяснения слову "русь", возможно он и знал это, но посчитал, что и так все ясно. И вот этим-то умолчанием и воспользовались норманисты.


Раз уж новгородцы - были славяне, а варяги-русь тоже славяне, то зачем надо было отделять историю славян от истории Руси? Как будто славяне сами по себе, а Русь возьми да и возникни. Речь идет не просто о "новом" наименовании государства и народности, а об отрицании прежнего древнерусского, славянского общественного строя, существовавшего на огромной территории Европы веками. И потребность такого отрицания возникла у летописцев в результате крещения Руси. Естественно, не без руководящей роли властей.

Первую неудавшуюся попытку крещения киевлян предпринял князь Аскольд в 867 году, а другая попытка состоялась в Киеве в 988 году по инициативе князя Владимира. Вскоре после Киева произошло и крещение новгородцев. Тысячи новгородцев выступили на борьбу с посланниками - воеводой Добрыней и тысяцким Путятой со своей ратью. Устроив ночной поджог города, те вынудили жителей дать согласие. От тех давних дней сохранилась народная пословица: "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".
Нечто подобное было и в других городах. Христианизация потом насаждалась властями еще не одну сотню лет, так что сказка о "добровольном крещении" всей Руси совсем не соответствует истине. Следует признать, что тогда это было насилием иноземной религии над русской самобытностью. Очередным насилием следует признать и строгий запрет церкви в конце 16 века на русские имена, взамен которых разрешалось использовать при крещении только церковные имена (греческие, еврейские и т.д.). Об этом и сегодня мало кто знает, так как эти имена прижились в народе, приняв русское звучание: Иоанн - Иван - Ваня, Иаков - Яков - Яша, Феодор - Федор - Федя...

Все же религиозная "перестройка" в 10 веке свершилась, и многие волхвы и их сторонники были сожжены за свои древнерусские убеждения на христианских кострах, сложенных из древних русских рукописей. Костры эти пылали еще и в 13 веке - восстание волхвов было жестоко подавлено в Новгороде в 1227 году. Вскоре Русь подверглась нападению с востока орд Батыя и наступили мрачные годы татаро-монгольского ига. С запада земли славян теснили ливонские рыцари. Волхвы как будто предвидели это...


И лежит нам путь далёк:
Мимо острова Буяна
в царство славного Салтана...

(А.С. Пушкин)

Согласно В.Н. Татищеву, в утраченной Иоакимовской летописи упоминается князь Буривой, отец легендарного Гостомысла, правивший в Новгороде до появления Рюрика и упорно боровшийся с варяжской агрессией.
Балтийское море раньше называли Варяжским. Остров Руян (сегодня это остров Рюген) был оплотом язычества прибалтийских славян, занимавшихся еще и морским разбоем. Их-то в летописях и называли варяги-русь. По одной из версий, именно Руян являлся островом Буяном, о котором упоминали русские сказания.
В 12 веке датчане покорили остров Рюген и разрушили город Аркона, где находились языческие храмы и святыни западных славян.
Есть версия, что именно западные славяне основали Новгород. Само слово "варяг" означало "солевар" (варить соль), отсюда и слово "варежка", которая использовалась солеварами для защиты рук от ожогов. Варяги-славяне нередко имели смешанные морские дружины с викингами-скандинавами и совершали вместе дальние морские походы. То же самое часто происходило и в землях Новгородско-Киевской Руси, где варяги и викинги организовывали совместные походы на Царьград, и составляли военную элиту княжеской дружины.
Кстати, знаменитый путешественник Тур Хейердал во время своей последней экспедиции в Северное Причерноморье сделал интересный вывод, что викинги (они же служилые русы) переселились от Черного моря в Прибалтику не позднее 9 века н.э.


Откуда же появилась "норманнская теория"? Впервые о ней заявили немецкие ученые Миллер, Байер и Шлецер, приглашенные для работы в Россию в 18 веке. Бесспорно, приглашение ученых было необходимо для передачи передового опыта европейской школы, для обучения российских кадров. Странным было то, что даже заседания ученых советов, где присутствовали не только немцы, проводились на немецком языке...

Байер в трактате на латинском языке предположил, что древнерусское слово "варяги" означает - скандинавы. Ни русского, ни древнеславянского языка он не знал, а русские летописи читал... в латинском переводе. Ну и в подтверждение своего предположения перелистал на досуге кучу разных древне-северных словарей, найдя одно единственное слово "вэрингъяр", очень напоминающее ему русское "варяги". К тому же, эти "вэрингъяры" еще были и "наемными телохранителями византийских императоров" (называющих себя "русами" по происхождению!)

Несмотря на подобные "факты", "норманнская теория" была весьма популярна в России. И даже Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский поддерживали ее. Со времен Петра 1 преклонение перед Европой было в почете у аристократии, а уж родство с заграницой считалось предметом особой гордости. Возможно, поэтому и была так мила "норманнская теория".
В 19 веке sankt-peterburgская знать предпочитала частенько говорить не на русском, а на французском, стесняясь родного языка. Да и ныне в моде английский, точнее американский dirty English. В компьютерных технологиях английский язык вообще является основным, благодаря почти неизвестным "спецам", уговорившим руководство СССР в 70-х годах перейти на ЕС ЭВМ (копии американских IBM), отказавшись от развития наших ЭВМ (БЭСМ, Минск, Урал, Наири, Мир...) Вот так с тех пор и плетемся в хвосте, догоняя кого-то. Правда, родной язык кое-кто все же помнит, обзывая драйверы - дровами, мегабайты - метрами, а винчестеры - винтами:)

Вообще-то, ничего обидного в том, что страной может править приглашенный иностранец, нет. Многие европейцы даже гордятся тем, что их правящие династии были основаны викингами, совсем забыв о том, что эти викинги совершали в 9 - 11 веках кровавые набеги на Англию, Францию и Шотландию и являлись фактически поработителями.

Но в том-то и дело, что Рюрик, основатель царской династии на Руси, не был скандинавом.
Рюрик - славянское имя и означает оно - "сокол". У бодричей была столица Рарогъ, то есть Сокол. У древлян сокола зовут Рурикомъ, а у поморян - Рюрикомъ. Не случайно в родовом знаке Рюриковичей - тоже есть сокол.


Некоторый свет на его происхождение проливает так называемая "Велесова книга". Современный интернет, фактически, прорвал блокаду вокруг этой книги, и о ней стало широко известно всем тем, кто интересуется русской и славянской историей. До сих пор идет спор о подлинности "Велесовой книги" - деревянных дощечек с древнерусским текстом, написанных, предположительно, в IX веке новгородским волхвом или переписанных позднее с древнего оригинала. Уж больно много знал автор этих дощечек об истории славян и их предков за 2000 лет до крещения Киева князем Владимиром, да и написаны-то они на алфавите, который был на Руси давным-давно, еще до появления "первой русской" азбуки Кирилла и Мефодия.
О славянской письменности писал еще В.Н. Татищев в "Истории Российской": "Подлинно же славяне задолго до Христа письмо имели..."

Велесова книга
Одна из дощечек "Велесовой книги"


37 дощечек с загадочным текстом обнаружил в 1919 году в имении дворян Задонских полковник Белой армии Т.А. Изенбек. Вывезенные в 1922 году в Брюссель письмена на древнем языке были тщательно скопированы известным литератором Ю.П. Миролюбовым. Именно его тексты стали основой для последующих переводов "Велесовой книги", а сами дощечки пропали в 1943 году. Предполагают, что их могли похитить или уничтожить спецслужбы СС, как следы славянской культуры. Если учесть, что в древности почти половина Европы была славянской, а многие немецкие города были основаны славянами - Лейпциг (Липск), Дрезден (Дроздяны), Берлин (Брло), Альтенбург (Старград), Любек (Любич), Висмар (Вишемир) и т.д., то становится понятным отношение "истинных арийцев" к славянам.

"Велесова книга" сообщает, что Рюрик был не норманном, а сыном бодричского князя Годослава (полабские славяне на Лабе-Эльбе) и Умилы - дочери Гостомысла, то есть прямым потомком прародителя Славена.
Совсем не лестную характеристику дает эта книга Рюрику: "Рюрик не русич, потому что он, как лис, рыскал с хитростью в степи и убивал купцов, которые ему доверялись".

Новгородцы обзывали Рюрика - Эриком, за связи с норманнами - его жена Ефанда была из рода норвежских королей (по В.Н. Татищеву - шведских или финских королей). Волхвы противились христианизации Руси и поэтому называли Рюрика иноземным завоевателем, пришедшим к власти с помощью мечей норвежской дружины.
"Отвадьте Эрика (Рюрика) от земель наших, гоните его с глаз долой туда, откуда пришел!" - призывали волхвы новгородцев.
Подобная "крамола", конечно же, не могла понравиться церковным летописцам. Вот почему тексты "Велесовой книги" или чудом сохранившихся подобных книг не вошли ни в один из списков русских летописей, а историю Государства Российского велено отсчитывать с середины 9 века, чего и сегодня придерживаются не только школьные, но и более "взрослые" учебники истории.

Некоторые историки, не говоря уж о русофобах разного толка, считают "Велесову книгу" подделкой, однако другие историки осторожно заявляют, что если она подлинна, то ее сведения по древнейшей истории славян и Руси просто бесценны. Кстати, где-то изучение "Велесовой книги" входит в учебную программу! А вот у нас ввели в школьную программу изучение книг Солженицына (!?), хотя он сам сознавался, что в архивах не работал, а фантастические цифры репрессий ему подсунули американцы... Сегодня даже подобный жанр в кино появился - "фильм-провокация", вроде х/ф "Сволочи", "Штрафбат" и т.д. Это как в книге рекордов Гиннеса - кто больше плюнет...

Замена древнерусской языческой религии на христианство, привела к тому, что вместе с противниками христианизации были уничтожены и письменные свидетельства древнейшей истории славян.

Гонения на противников "норманнской теории" продолжались до XX века, да и сегодня есть те, кто искренне верит в нее. Недавнее открытие археологами следов поселения викингов в Старой Ладоге совсем не доказывает еще, что те правили Русью, если, конечно, не придерживаться "идеологических установок". Некоторое взаимодействие скандинавов и славян, конечно же, были в те времена - торговля, служба и т.д. А крепкие связи Рюрика с норманнами, не только родственные (по линии Ефанды), но и обретенные в результате многочисленных совместных морских походов-набегов на европейские страны, привели к тому, что между викингами и новгородцами в 9-11 веках не было военных столкновений. Да и набеги викингов на Биармию, как упоминалось уже выше, также прекратились после вхождения Поморья в зону интересов Новгорода.

Вот так живописно представлял А.М. Васнецов призвание варягов. Рисовал, конечно же, не с натуры, а в соответствии с официальной версией, то есть скорее всего Рюрик одет в шведские доспехи и как будто бы совсем не понимает по-славянски. Седой старец, приветствующий Рюрика, возможно изображен как волхв, хотя волхвы как раз и не очень-то радовались его призванию, предвидя скорую гибель языческой веры.

картина Васнецова

Ну, а какое же отношение имеет Рюрик к истории Канонерского острова? Можно не сомневаться, что после призвания его новгородцами на княжение, он прибыл с Варяжского моря в Новгород, или в Старую Ладогу через Неву и Волхов. Таким образом, его путь лежал мимо острова в устье Невы, который через много лет станет сначала Кошачим, потом Батарейным, Канонирским, а затем и Канонерским островом.
Вполне возможно, что после долгого пути по Варяжскому морю, он сделал остановку на этом самом крайнем острове невской дельты, чтобы подготовиться к встрече с новгородцами, которые доверили ему, потомку древнеславянского князя, судьбу северных славян.

JK 03 05 2014

Далее: 3. Из варяг (мимо Канонерки) в греки...

назад
на главную страницу
вперед